Главная | Блог | О нас пишут СМИ

О нас пишут СМИ

01.05.2019

Город для жизни. Какой он?

В феврале 2017 года российская власть сделала шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, передовой городской среды. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ №169 от 10.02.2017. Как сейчас обстоит ситуация с комфортом в нашем регионе, и стремятся ли застройщики в своих новых проектахсоздать для нас такие условия, обсудим с нашими экспертами в этой статье.

Что такое комфортная городская среда?

Юлия Гусева, главный редактор и генеральный директор федерального журнала о недвижимости «Губернский город»:

-Вопрос благоустройства российских городов становится всё более актуальным. Большая их часть возникла в советское время, все остальные претерпели значительные изменения под давлением советской плановой экономики. Советские города создавались как локомотивы индустриализации и были по своей сути рабочими посёлками, сосредоточенными рядом с разными производственными объектами.

Эти пространства, наполненные утилитарным смыслом, были спроектированы не для жизни, а для функционирования: горожанин должен был работать, воспитываться образцовым коммунистом, для чего предназначался идеологический городской декор (в виде памятников, скульптурных композиций, памятных табличек и т. д.), а также просторные площади для демонстраций и праздничных шествий. 

Планировка и обустройство носили директивный и статистический характер. Города создавались для безликих, анонимных жителей, исходя из усреднённых расчётов и цифр. Социального заказа на этапе разработки проекта не существовало, заказ был всегда государственным, что во многом обусловило облик современных российских городов и их нынешние проблемы.

С точки зрения известного урбаниста В. Глазычева, устроение города всегда было в России казённым, государственным делом. Он приходит к этому выводу, анализируя всю историю российской урбанизации, и, очевидно, именно этим объясняется отсутствие диалога между государством, чиновниками и людьми, для которых расширяются проспекты, строятся целые кварталы. Как ни странно, во всех этих глобальных переустройствах непосредственным конечным потребителям отводится роль немых созерцателей.

Современные города страдают от однообразия, отсутствия уникальной индивидуальности (если речь не идёт о старых российских городах с выразительным исторических центром), расползания, плохой инфраструктуры, депрессивности и криминализации спальных районов, а также отсутствия полноценных публичных мест.

По оценкам специалистов, в ближайшее время между городами развернётся серьёзная конкуренция, причём не только за инвестиции и туристический поток, что мы наблюдаем уже сейчас, но и за собственных жителей. Так как большинство российских городов очень похожи между собой, наиболее перспективные кадры будут мигрировать в более привлекательные для жизни места. На данный момент такими городами являются Москва и Санкт-Петербург, а также немногочисленные города с высоким общим уровнем жизни и высоким уровнем зарплат. Такое положение не может длиться бесконечно, уже сейчас растущий интерес со стороны городских и областных властей к территориальному маркетингу говорит о том, что они осознают необходимость перехода на новые «рельсы». Вопрос в том, насколько успешным и своевременным будет этот переход.

А каким, собственно, должен быть город для жизни?

Согласно классификации A. Kaplan, потребности человека в городском пространстве имеют следующую структуру:

1) физиологические – температура, свет, воздух, шум и т. д.;

2) потребность в безопасности – в пространственной организации должны быть учтены условия территориального поведения людей, человекудолжна быть предоставлена возможность уединения, среда должна быть предсказуема;

3) социальные потребности – должны быть предусмотрены условия для общения;

4) потребность эго – среда должна создавать ощущение наличия контроля;

5) потребность в самореализации – возможность идентификации с окружением и саморазвития. Обзор разных исследовательских подходовпозволяет выделить следующие стресс-факторы городской среды:природно-климатические условия;загрязнения, связанные с промышленными предприятиями;качество ресурсов (воздух, питьевая вода, качество городской инфраструктуры);отходы города;уровень шума;большие расстояния между необходимыми объектами городской инфраструктуры;проблемы с транспортным трафиком;организация жизненного пространства (стресс вызван непродуманной организацией среды);плотность заселения;краудинг (стресс от ощущения нехватки пространства или стресс в толпе).

Анализируя многочисленные исследования качества городского пространства, можно утверждать, что комфортная городская среда должна отвечать целому ряду параметров:информативность/визуальное разнообразие;предсказуемость; социальный потенциал;эстетичность;безопасность;шаговая доступность ключевых объектов (школа, больница, продуктовые магазины);наличие пешеходной зоны;наличие природного окружения;сомасштабность (соответствие архитектуры размерам человека);эстетичность;баланс перцептивных воздействий (свет, звук, кинетические ощущения, влажность, запахи и т. д.);неоднородность (разнообразие функционально различных объектов);наличие явных ориентиров, магнитов внимания;возможность самоидентификации с местом.

С точки зрения субъективного комфорта, город должен быть доступен человеку без машины. Опираясь на многочисленные социологические и психологические исследования, представители направления «новый урбанизм» вывели формулуидеального человекомерного пространства – «пять минут ходьбы». Ровно столько времени должно занимать перемещение до ключевых инфраструктурных объектов (автобусная остановка, школа, больница, культурный центр). Но, к сожалению, не каждый застройщик стремится это сделать, не каждый застройщик стремится создать комфортную городскую среду в рамках своего проекта, жилого комплекса.

Современный российский город сталкивается с новыми вызовами. Планирование, исходящее из потребностей государственного заказчика, игнорирует интересы и потребности обычного человека. Такой взгляд «сверху» закономерно влечёт за собой серьёзные инфраструктурные, социальные и демографические проблемы.

Жилые районы становятся местом отчуждения и атомизации. Парки, созданные для отдыха, превращаются в пустые маргинальные зоны. Центр страдает от перегруженности, окраины изнывают от скуки и однообразия. Расползающийся город устраняет нехватку жилья, но также обрекает своих жителей на ежедневный многочасовой стресс, связанный с длительными перемещениями.

Города задыхаются от неэффективного планирования, и решить эту проблему можно, только наладив диалог с его жителям, в котором не будет стандартных решений и типовых задач. Согласно исследованиям Джейн Джейкобс, каждый район, каждый квартал –собственная экосистема, имеющая собственную историю и собственную специфику. И решать проблемы в масштабе города – значит, проявлять достаточно внимания к проблемам отдельных его частей, причём успешность решаемых задач во многом зависит от продолжения этого диалога. Сейчас самое время изменить масштаб взгляда на город и начинать нужно именно с новых застроек, на этапе согласования проекта жилого объекта.

Рассмотрим сегодня один из таких ярких примеров формирования комфортной среды в новом строящемся жилом комплексе в городе Ярославле – Сити-парк «Преображение». Застройщик, в первую очередь, подумал именно о людях, которые будут тут жить, о комфорте, удобствеи для детей, и для их родителей, и для старшего поколения. По словам застройщика, это другое качество жизни.

 

Михаил Кудряшов, главный архитектор Ярославской области

– По сути, «комфортная городская среда» понятие взаимоисключающее. У нас обычно либо «комфортная», либо «городская». Для меня лично город – вообще опасное место для жизни. Наверное, многие с этим согласятся.

Но шутки шутками, а если говорить серьёзно, то есть такие общепризнанные понятия, как общественное пространство, придомовая территория. В нормальном общественном пространстве всё должно быть спроектировано и сформировано для широкого круга людей с разными интересами, разными занятиями. Придомовая территория по определению очень консервативна. Это двор, человеческие требования к которому сегодня не сильно отличаются от тех, что были в XIX веке. То есть место для безопасного отдыха пожилых людей и детских игр. У нас же сейчас настойчивая тенденция – во дворе пытаются совместить всё, что только можно, в том числе внедрить туда функции общественных пространств. Там у нас и парковка автотранспорта, и место для отдыха и игр, и площадка с мусорными контейнерами, и место для сушки белья, и тренажёры для занятий физкультурой – всё здесь, всё на одном небольшом пространстве. Даже с точки зрения здравого смысла понятно, что это – нонсенс. И совершенно логично выносить инфраструктурные потребности современного городского жителя (хранение автомобилей, выбрасывание мусора и т.д.) – за пределы двора. Тогда мы получим нормальное, комфортное пространство придомовой территории.

Потеряв двор, мы потеряли понятие добрососедства. Застройщики современных жилых комплексов вынуждены выкраивать возможности, отдавать огромные территории под плоскостные парковки, поскольку многоэтажные парковки в наших краях пока большая редкость. В современных технических, законодательных требованиях к застройщикам, в стандартах, которые они должны соблюсти, нет эстетических критериев, критериев комфорта. В итоге жители новых высотных домов, особенно в центральных районах Ярославля, нередко живут вообще без двора. В частности, поэтому городские дети сейчас вплоть до подросткового возраста одни на улице не гуляют. А что происходит с многоэтажной застройкой на окраинах городов? Правильно – превращение в гетто со всеми его «прелестями». Отсюда вывод: как вариант малоэтажная застройка, даже среднеэтажная, более комфортна для человека, чем высотная. Отрадно, что такие проекты планировки территории с разумным, гуманистическим подходом к будущим жителям и их потребностям у нас в Ярославской области есть, они начинают поступать в Градостроительный совет. Здесь ещё дело в менталитете отечественных застройщиков. В Европе застройщик привык получать около 10% прибыли. А у нас размах – 200%, к такому быстро привыкаешь! И, конечно, есть огромная инфраструктурная проблема, когда прекрасные во всех отношениях малоэтажные кварталы располагаются на таких городских окраинах, откуда даже в детский сад ребёнка просто так не вывезешь, не то что в хорошую школу.

Причём даже в этом случае в наших реалиях мы вообще не говорим об эстетике, архитектуре, красоте и оригинальности. Повсюду в Ярославле мы видим практически идентичную, типовую жилую застройку. Более того, даже внутренние планировочные решения квартир часто значительно уступают той же, например, улучшенной серии восьмидесятых годов прошлого века. Типичная иллюзия, большое заблуждение, что эстетика и архитектура стоят дорого! На деле грамотное эстетическое решение проекта не требует каких-то серьёзных  затрат, главное – желание застройщика. Но реальность такова, что данную работу архитектора наши застройщики массово считают необязательной. И это ещё мы не берём пример и масштаб ужасающей, на мой взгляд, высотной застройки окраин Москвы и ближнего Подмосковья. Словом, нам есть, куда расти и развиваться буквально по каждому направлению современного градостроительства.

Юлия Гусева, главный редактор и генеральный директор федерального журнала о недвижимости «Губернский город»:

– По сути, современным застройщикам в современных российских городах, думающих не только и не столько о получении сверхприбылей, сколько о реальных потребностях, удобстве будущих жильцов, не нужно изобретать велосипед. Достаточно обратиться к проектам квартальной жилой застройки советского периода, особенно столичных, особенно «эпохи застоя», когда первичный жилищный голод был утолён, и на самом высоком уровне массово внедрялись и реализовывались проекты создания действительно комфортной городской жилой среды, особенно в так называемых спальных районах. Именно точечная застройка, начиная с девяностых, проекты домов-муравейников без должной инфраструктуры, а также изменившиеся реалии быта современных горожан с резко выросшим количеством собственных автомобилей, нуждающихся в парковочных местах, порождают новые затраты, в том числе бюджетные, по созданию более-менее комфортной городской среды. Например, те же проекты дворов по программе «Решаем вместе». Поэтому социально ответственным и просто благоразумным застройщикам, осознающим реальные потребности, запросы современных горожан – потенциальных покупателей квартир в новых домах, гораздо логичнее изначально предусмотреть комфортную инфраструктуру дворовых пространств, достаточное количество парковочных мест и так далее. В этом случае жителям не придётся ломать голову над тем, как «пробить» проект благоустройства двора, создания парковок, спортивных площадок и всего того, что как раз и вкладывается в понятие комфортной городской среды.

На сегодняшний день в Ярославской области, на мой взгляд, появился первый застройщик с проектом Сити-парк «Преображение», который может отвечать понятиям «Городская комфортная среда» на100%, так скажем первая ласточка комфортной среды.На его примере попробуем разобраться,что же такое комфорт в новых жилых комплексах, какой он должен быть, и что вкладывается в это понятие со стороны застройщика. Зачем им вообще нужно создавать такие условия для жизни, для нас, покупателей.

Мы пригласили  в нашу редакцию обсудить этот вопрос финансового директор федерального застройщика группы компаний RRR. Этот застройщик недавно пришёл в Ярославскую область с проектом сити-парк «Преображение», и у нас в регионе он создает комфортную городскую среду. Данный проект не первый у застройщика, и все объекты у застройщика возводятся именно с удовлетворением потребностей человека, о которых мы говорили выше.

Алексей Абрамов, финансовый директор группы компаний RRR, объект застройки Сити-парк Преображение, застройщик

– Комфортной можно назвать ту среду, которая отвечает базовым потребностям людей. Например, с достаточным количеством парковочных мест – по одному машиноместу на каждую квартиру. И в нашем проекте Сити-парка«Преображение» эта концепция реализована, мы закрепляем за каждым покупателем конкретное машиноместо на прилегающих парковках.

Немаловажный фактор при этом – наличие двора без машин. Мы также выполняем это условие. Двор Сити-парка – зонированный, в нём четыре зоны, что называется, по интересам. Это две детские площадки – первая для дошкольников, вторая – для детей от 8 до 12 лет, спортивная площадка-воркаут и территория для взрослых. Кроме того, мы в своём проекте воплотили идеи современной безбарьерной среды без пандусов, поребриков и ступенек, что очень важно, в частности, для мам с колясками, пенсионеров, инвалидов, детей с велосипедами. В секциях установлены удобные лифты, входная группа с просторным холлом ориентирована на две стороны, и родители могут спокойно отпускать ребёнка одного погулять – он попадает во двор без машин, минуя улицу.У жителей всегда есть пространство для прогулок, отдыха, катания навелосипеде и роликах. Ведь парковки находятся за пределами жилого массива. Дворы Сити-парка похожи на городские сады – здесь много деревьев, красивых кустарников и цветов, игровых площадок и скамеек.

Также комфортная среда предполагает наличие кладовок – мест для хранения, как выясняется, в частности, путём анкетирования наших клиентов. Кладовые площадью от 2,8 до 10,3 квадратных метров предусмотрены в нашем проекте, они располагаются в подвальных помещениях. В секции на 93 квартиры – 38 кладовок. Это позволит не захламлять жильё вещами, особенного сезонного пользования, и хранить их в нежилом помещении. Кроме того, на первых этажах секций предусмотрены просторные колясочные.

Комфортная среда невозможна без квартальной застройки. Точечная застройка неэффективна, она не соответствует потребностям современного горожанина. Квартальная застройка – это некая серия домов в едином архитектурном стиле в пространстве одного или нескольких кварталов. В случае нашего проекта единый стиль подразумевает фасады, отделанные клинкерным кирпичом ручной формовки трёх оттенков. У этого материала интересная фактура, хорошо заметная в том числе благодаря эркерам, расположенным в шахматном порядке в квартирах на торцах секций. Наш главный архитектор – Рустам Керимов, лауреат многочисленныхпрофессиональных премий. Проектируя здания, он находит образную составляющую объектов.Это не просто красиво и необычно, это помогает легче ориентироваться в однородном городскомпространстве, задаёт тон всему окружению и создаёт совершенно особую атмосферу. Выбирая земельный участок для реализации проекта с точки зрения экологичности проживания, шаговой инфраструктурной и транспортной доступности, мы остановились именно на Заволжском районе, вблизи Яковлевского бора.

Поддерживая концепцию экологичности, дополнительно при строительстве домов Сити-парка мы применили новую технологию для Ярославской области – тёплые алюминиевые окна для жилой застройки, конструкции со столетней гарантией, практически не подверженные разрушению, с высокими показателями теплосбережения и устойчивостью к воздействию окружающей среды. При этом площадь остекления в квартирах достаточно большая. Стены при монолитном железобетонном каркасе выложены из поризованного тёплого керамического блока 10,7 NF.

Комфортная среда в современной квартальной застройке предусматривает сервисную инфраструктуру на первых этажах. В нашем случае предусмотрены небольшие нежилые помещения формата streetretail, в которые можно попасть,не переходя проезжую часть – кофейни, беби-клубы, салоны красоты и так далее. Представьте, как прекрасно спуститься утром в знакомую булочнуюи насладиться горячим кофе со свежим круассаном!

 

Комфортная среда начинается уже в квартире, где живёт современный человек. В домах Сити-парка «Преображение» предусмотрены однокомнатные, двухкомнатные и трёхкомнатные квартиры, а также двухуровневые квартиры. Можно выбрать планировку из 30 оригинальных вариантов, разработанных командой архитектурного бюро института Моспроект. Например, мы можем предложить вам вариант европейской планировки:совмещение кухни с гостиной. Также есть и другие оригинальные форматы квартир с террасами икладовыми.Все квартиры в Сити-парке «Преображение» мы предлагаем с уже готовой отделкой на выбор клиента. И это не просто бюджетный ремонт для галочки. Мы используемдействительно качественные материалы и современный лаконичный стиль в двух цветовыхрешениях на выбор. Имея эту универсальную основу, вы можете экспериментировать синтерьерами, создавая собственные творческие решения.

Миссия нашего проекта – формирование добрососедских отношений, минимизация потенциально конфликтных ситуаций. Пространство становится общим, в нём можно проводить различные мероприятия, встречи, устраивать праздники. По мере ввода в эксплуатацию очередей проекта Сити-парка «Преображение», первая из которых будет завершена и открыта уже осенью 2019 года, мы как девелоперы планируем организовать и провести несколько таких праздников, задающих тон и помогающих новосёлам узнать друг друга.Соседские мероприятия, гражданские инициативы, дворовые мастер-классы– всё это формирует добрососедство и делает жизнь насыщенной и интересной. Прежде чем начинать новый объект мы всегда общаемся с будущими покупателями, опрашиваем, чтобы хотелось видеть во дворе, рядом, что им нужно для комфортного проживания, какие у них есть трудности. И исходя из этого мы начинаем выстраивать концепцию жилых комплексов и учитывать все потребности, пожелания. А не наоборот, сначала построить, собрать деньги, а дальше пусть люди и власти сами думают, где будут играть дети, где магазины и школы, где стоят машины.

Юлия Гусева, главный редактор журнала «Губернский город»:

– Примеры как раз такого подхода застройщика – социально ответственного и благоразумного, реально оценивающего потребности жителей, социальный запрос – есть и в современном Ярославле. Уже сегодня мы видим, насколько востребованы подобные проекты. Этот факт внушает надежду, что другие инвесторы, девелоперы также начнут воспринимать подобные проекты как приоритетные и реализовывать их.

Позвоните нам и мы подберем Вам квартиру, исходя из ваших пожеланий
8-4852-66-45-54